Обзор частых поломок GoPro HERO3+


Ни для кого не секрет, что после выхода Hero 3+ от GoPro, в интернете появилась масса тем по поводу объявившихся неполадок. Конечно же, нужно отдать должное GoPro, ведь они действительно стараются устранять все неисправности, и большая часть проблем уже решена выходом новой прошивки. Однако одну их самых острых проблем решить пока что не удалось – зачастую камера неожиданно зависает, и помогает только полный reboot. Всем очень хочется верить, что корень проблемы лежит в ПО, и что с выходом новой прошивки проблема решится. Но по некоторым слухам проблема находится в "protune", который вызывает перегрев аппарата, от чего тот, в свою очередь, зависает.

Видео обзор http://youtu.be/wBL0bE_EGMI
Среди всех ошибок можно выделить самые важные, 
о которых стоит знать каждому владельцу GoPro HERO 3+:
 
1. Многие жалуются на ненадежность пульта управления по WiFi. Самой частой проблемой является остановка записи после запуска с пульта. Скорее всего, проблема находится в неполадках SD-карты или перегреве. Чтобы выяснить, в чем именно дело, нужно просто отформатировать карту на компьютере в FAT32, предварительно переместив всю информацию с карты. Если неполадка не была устранена, то проблема в перегревании камеры, после чего срабатывает защитный механизм, не дающий сгореть важным элементам.
Касательно пульта есть еще одно замечание – светодиодная лампочка не работает так, как описано в инструкции, но, во-первых, эта проблема не так уж критична, а во-вторых, решений ее нет, так что стоит просто привыкнуть к этому безобразию.
 
2. При 5/1 секундном интервале в режиме timelaps камера засвечивает фотографии. Причина проблемы в том, что GoPro выставляет время выдержки лишь один раз, при первой съемке в timelaps. А ведь для большинства скайдайверов это важно, так как количество света, от начала съемки до ее конца, может существенно изменится. При начале съемки в более темном месте, последние фотографии будут засвечены, и наоборот, если первые фотографии были сняты в светлом месте, последующий переход в темное место не позволит получить качественные снимки. Это не становиться помехой, если вы снимает action, так как выдержка настроена на конкретное время в режиме timelaps. Конечно, многие хотели бы иметь возможность настраивать вручную время выдержки. Но, так как пока что это не является возможным, владельцы камер нашли другие методы борьбы с этим:
- Если снимаете в режиме timelaps, то не меняйте количество света – снимайте либо во тьме, либо при свете.
- Выставьте 4к видео при fps равному 15.
- Вытаскивайте кадры после съемки в режиме 1440x960.
 
3. Знаменита проблема, когда камера позволяет выключить себя во время обработки видео, из-за чего последнее повреждается. Так что просто не выключайте камеру в течении 5-10 секунд после окончания съемки.
 
4. Камера в варианте Hero 3 Black Editions в сочетании с "battery bacpack" не включается с включенным WiFi. Решений проблемы пока нет, несмотря на многочисленные письма в GoPro.
 
5. Стоит отдельно вынести проблему с внезапными зависаниями камеры. 

а) Если во время зарядки в источнике нет необходимого напряжения, то появляется знаменитый огонек смерти и камера зависает. Для решения достаточно просто найти нормальный источник, после чего перезапустить камеру, вытащив аккамулятор на несколько секунд. А для того, чтобы обезопасить себя от зависания, достаточно включить камеру перед тем, как ставить на зарядку.

 б) Камера любит зависать во время записи, даже если у вас достаточно хорошая SD-карта памяти, а также после кратковременной зарядки. Решений этой проблемы пока не было найдено, так что выход один – ждать выхода новой прошивки, а при зависании перезапускать вышеописанным методом.

в) Зависание после нескольких секунд снятого видео. Если вы столкнулись с этой проблемой, то первым делом проверьте класс своей карты памяти – он не должен быть ниже десяти. Далее отформатируйте ее в FAT32. Если проблема продолжает проявляться, то ее причина в перегреве камеры.
 
6. Кроме внезапных зависаний, Hero 3 отлично умеет внезапно выключаться. Происходит это, зачастую, при просмотре материалов с камеры – камера издает короткий звуковой сигнал, после чего отключает дисплей. Что интересно, сама GoPro продолжает работать. Решить эту проблему сможет только новая прошивка, которая, к большому сожалению, еще не вышла в свет.
 
7. Бывали случаи, когда камера сама разрывала USB-подключение с компьютером. Чтобы не сталкиваться с этим купите обыкновенный кардридер.
 
8. Проблема с режимом One button Mode. Дело в том, что он срабатывает только на первый раз, после чего камера сама решает, что ей делать, так что приходится ее перезапускать. Совет – просто не используйте этот режим.
 
Напоследок, хочу упомянуть о восстановлении заводских настроек камеры "Hard Reset". Для этого вытащите с камеры батарею и зажмите верхнюю кнопку "S". Держа зажатой кнопку, поставьте обратно батарею и включите аппарат.

Поломки этих камер, которые встречаются чаще всего можно разделить на три вида. Это сбой программного обеспечения, поломки в электронной части, а также механические повреждения.
 
Бывает такое, что при нажатии клавиш камера никак не реагирует. Это происходит после проведенной некорректным образом новой прошивки. При таком программном сбое камера как бы умирает. Проверить так ли, это поможет простой тест. Подключив камеру к персональному компьютеру через usb-кабель нужно включить ее. После этого, открыв окно диспетчера устройств, посмотреть какие параметры имеет обнаруженное неизвестное устройство. Если VEN/DEV имеет нулевой вид нужно сделать следующее. Включив камеру, зажав перед этим кнопку спуска затвора, нужно наблюдать за реакцией системы. Если будет найдено устройство Ambrella, VEN/DEV которого будет иметь не нулевой вид, значит, возникшая проблема касается прошивки. Потребуется перепрошивка микросхемы памяти. Если же данные значения равны нулям и при зажатой кнопке значит, из строя вышел процессор. Поэтому потребуется проведение реболлинга.

Следующий вид поломок провоцируют проблемы в электронных цепях камер GoPro. Чаще всего, это происходит при сгорании предохранителей или выходе из строя стабилизаторов питания процессора. Также это бывает из-за пробоя цепей заряда аккумуляторной батареи. Иногда влияние ударов и высоких температур провоцирует повреждение контактов процессора (шариков). Сбой электронных цепей приводит к выходу из строя микросхемы видеоматрицы. На экране появляются розовые полосы.
 И последний вид поломок происходит из-за механического повреждения камер GoPro. Если камера часто падает и ударяется, оптическая линза царапается, на ней появляются сколы, повреждаются внутренние элементы камеры, может повредиться отсек для SD-карт (кардридера). Неаккуратное обращение с камерой приводит к повреждению разъемов USB, AV и разбиванию информационного экрана. Использование камеры под водой с неплотно закрытым защитным боксом приводит к ее промоканию. К механическим повреждениям можно отнести проблему с фокусировкой.

GoPro HERO3 BOM - каталог компонентов.

ChipSip CT49248DD962D 1 Gb NAND flash + 4 Gb DDR3
Freescale SCK20D Kinetis 50 MHz microcontroller
Atheros AR6233G Wi-Fi Soc (802.11n + BT)
Texas Instruments TLV320AI audio codec
Texas Instruments SN74AVCT245 & SN74LVC1T45 transceivers
Texas Instruments TS5A23159 power switch
Texas Instruments SN74CB3Q325 MUX device
Texas Instruments LMV339L amplifier
Ambarella A7 single chip H.264 codec with Samsung S4LL011X01 die markings
Austria Microsystems AS3711 System PMU with charger and back light driver 
Analysis on Devices Found in the GoPro Hero3
Atheros – AR6003G – WLAN
Freescale – SCK20DN51Z
Atheros – AR6233G-AM2D – Wi-Fi SoC
Ambarella – A7-B0-RH – SoC
Texas Instruments TLV320AI Audio Codec





A Closer Look at the Sony IMX117Sony is a leader in the image sensor space, and here we have the Sony IMX117. This state-of-the-art Exmor-R sensor from Sony  features a 1.55 µm back illuminated design on a ceramic substrate. The sensor supports 12 Mp imaging at up to an impressive 35 fps (though the camera advertises a burst rate of 30 fps).
We are showing an X-ray of the module and pixel pitch confirmation at right.

A Closer Look at Some of the Other ChipsFirst, the Qualcomm Atheros AR6233 802.11n Bluetooth combo. (sorry, low res only here).
Inside, we find two dies. The first with markings EGRET (2.42 mm x 2.54 mm) and the second VENUS (3.55 mm x 3.5 mm).
At right, we are also showing the Ambarella A7-B0-RH single chip H.264 codec chip. This device is fabricated in a Samsung 45 nm LP process with an ARM11 core, and is capable of supporting 32 bit DDR3 DRAM.

A Closer Look at Some of the Other Chips (cont.)The memory is courtesy of ChipSip, a specialty memory module manufacturer that uses advanced packaging in the form of unique wire bonding to deliver a low profile device (first X-ray image). This device contains NAND flash and DDR3 DRAM.
The Freescale K20 MCU die, plus markings (second and third images).
The Austria MicroSystems PMU die is quite a bit smaller than the 7 mm x 7 mm QFN56 package. For this teardown, we haven’t looked at the competition, but if AMS has a smaller die, they may have a cost advantage (fourth image).

image.png 


Настройка режимов cъемки в GoPro HERO3.

Сразу после покупки новой камеры GoPro HERO3 Black Edition можно растеряться в процессе съемки, так как разработчики добавили еще 137 видеорежимов, каждый из которых уникальный. Для того чтобы разобраться со всеми этими режимами необходимо немного понимать техническую сторону процесса, тогда эта статья поможет понять принципы работы каждого из видеорежимов.

image (1).jpg

Список режимов ниже коротко объясняет результат их использования:
·         4К 15 Wide – стоит использовать для съемки материала, который в последующем будет обработан в CineForm;
·         4K 12 CIN – похож на предыдущий режим, но имеет обрезку снизу и сверху (как говорят «киношная») и уменьшенную частоту кадров;
·         K 30 Wide – очень хорошее качество съемки, но если начать присматриваться, то заметен роллин-шаттер эффект. Данный режим хорошо использовать во время низкого уровня освещенности;
·         K 24 CIN – практически такой же режим, как предыдущий, но имеет обрезку видео сверху и снизу («киношное» видео);
·         1440 48 Wide – если снятое видео в дальнейшем будет пережато в меньшее разрешение, то будет в достаточно хорошем качестве, иначе заметны некоторые искажения и шероховатости изображения;
·         1440 30 Wide– четкость изображения в снятом видео будет на высоком уровне, что отлично подойдет для съемки материала «от первого лица», но соотношения сторон сохраняется исключительно 4:3;
·         1080 60 Narrow– изображение в этом режиме получит некоторую степень «мягкости» (примерно как эффект от dSLR), но шероховатостей и искажений не будет. Правда, возможно появления шумов, причиной чему становиться сенсор;
·         1080 60 Medium– в замедленной съемке этот режим позволяет создать четкое изображение, не имеющее искажений;
·         1080 30 WideK 30 Wide);
·         1080 60 Wide– для съемки объектов, которые быстро перемещаются, он подходит почти идеально, но если сравнивать с 1080 30 Wide то в этом режиме немного теряется четкость и видео становиться «мягче», правда это почти незаметно. Дополнительно частично используется роллин-шаттер;
·         720 120 Wide– снятое видео имеет достаточно хороший вид для заливки на сервис YouYube, правда, если присмотреться, заметны шершавые края.
·         960 100 Wide – качество находится на таком же уровне, как в предыдущем режиме, но если растянуть видео, снятое в данном режиме, до 1080, то можно ибавиться от неровности краев;
·         720 120 Narrow – отлично подойдет для съемки в замедленном режиме, так как не никаких искажений и шероховатостей;
·         720 60 Wide – снятое видео в этом режиме хорошо выглядит;
·         WVGA240 Wide– так как разрешение достаточно низкое, видео получается шершавым, но для сервиса YouTube полностью подходит;
·         960 48 Wide– своеобразный формат, который не удалось проверить.
Стоит описать значение параметров Wide, Medium и Narrow, так как называемые угол обзора и область считывания изображения с сенсора или FOV. Стандартный размер видеоизображения сенсора камеры GoProHERO3 Black Edition имеет размер 4000х3000 пикселей. Параметр Wide означает, что процессор берет большую часть пикселей из начального изображения и сжимает их до стандарта в 1920х1080. Вместе со сжатием, процессор занимается очисткой изображения, устраняя шумы.
Если взять режим Medium, то считывается только центральная часть пикселей из центра сенсора, «обрезая» края картинки. Но все равно, захватывается большее количество пикселей, чем необходимо для стандарта 1080Р. Поэтому здесь также, в некоторой степени, происходит процесс сжатия.
В режиме Narrow процессором захватывается то количество пикселей, которое равно размеру необходимо видео (то есть, при разрешении 1920х1080 захватывается именно такая часть полученной картинки). Это приводит к некоторой «размытости» изображения и наличию шумов, так как изображение не проходит процесса сжатия и необходимой очистки. Для того чтобы понять смысл работы режима можно применить грубое сравнение, которое в общих чертах описывает процесс. Можно представить, что полная фотография с камеры (Wide) подвергается зуммированию и берется только 30% изображения. Примерный смысл это отображает, но считать это зумом неверно, так как входящее изображение имеет тот же размер, что и на выходе.

Чтобы понять смысл этих режимов, стоит поговорить о самом процессе съемки. Сенсор камеры чем-то похож на пленку, так как фиксирует полученное изображение. После этого камера берет только область изображения (зависимо от установленного режима). Чем больше эта область, тем выше будет нагрузка на процессор. Фраза «полностью считать картинку» обозначает получить на выходе все изображение из широкоформатной линзы GoPro, то есть область считывания будет равна полной ширине и высоте сенсора.

Согласно техническим характеристикам, разрешение сенсора в камере HERO 3 Black Edition составляет 12 мегапикселей, а соотношение сторон составляет 4:3. Но, так как на выходе материал имеет стандарт 16:9, то съемка в режиме 4к обеспечит получение изображения по всей ширине сенсора, но не полностью будет захвачена высота. На выходе получается такое же изображение в формате 4к, которое процессору, согласно настройке, не нужно пережимать.

Теперь, чтобы некоторые из этих подробностей объяснить очень коротко, давайте взглянем на все режимы ниже:

image.jpg

Стоит обратить внимание на то, что на нагрузку процессора также влияет размер выходного изображения. К примеру, в режиме 1080Р Wide камера считывает такую же область, как в случае с 4к. Но, так как видео на выходе будет иметь меньшее разрешение, то процессор его пережимает. В итоге, при режиме 1080Р частота кадров составляет 60 за секунду, против 4к, где этот показатель находится на уровне в 15 кадров в секунду. Хотя считываемое изображение одинаковое, исходящее изображение повлияло на частоту.

В процессе съемки нужно обязательно учитывать степень освещенности обстановки, которую необходимо запечатлеть на видео. Для этого существует еще несколько режимов, которые направлены на подстройку камеры к определенной освещенности и полноценно работают в режиме Protune.

Самым распространенным вариантом стал режим «Auto». Это и не удивительно, ведь при такой настройке камера автоматически проделывает множество работы по определению подходящего режима в результате анализа данных по свету и яркости. Особенно это чувствует при съемке видео на снегу. Реже, но иногда используют, следующие режимы, в зависимости от освещения и требований:

·         Если необходимо, чтобы баланс цветов не корректировался, а камера записывала все то, что видит, без обработки, то стоит использовать режим CamRaw. Снятое видео будет иметь множество уникальных кадров, но процесс обработки может занять длительное время, так как все снятые части видео будут полностью не похожими между собой.
·         Если съемка проводиться днем на улице, когда солнце закрыто тучами, стоит использовать режим 6500К. Если его использовать в нейтральной обстановке (к примеру, комната, имеющая белые стены), то снятое видео получит мягкий оттенок.
·         В случае съемки видео днем, при ярком свете, стоит использовать режим 5500К. В нейтральной обстановке видео получиться в теплом тоне.
·         Если в процессе съемки есть источник теплого света (это может быть закат или восход солнца), то стоит включить режим 3000К. Съемка в нейтральной обстановке придаст снятому материалу синеватый оттенок.
Перед описанием световых режимов упоминался режим Protune, что же это за функциональная особенность? Большое количество любителей эффекта Protune не представляют, что это такое, но профессионалы пользуются им практически в любой съемке. Видео, снятое в этом режиме, обладает приглушенной палитрой цветов, что достигается с помощью специальных кривых цветовой матрицы. Использование этого режима позволяет в дальнейшем монтаже легко сочетать снятый материал с видеоматериалом других камер.

С первого взгляда на снятый материал можно подумать, что появились проблемы с линзой, так как видео получается «мягким». Но стоит знать о том, что четкость видео получается благодаря его обработке процессором камеры. Каждому профессионалу известно, что чем меньшей цифровой обработке было подвергнуто видео, тем лучше. Ведь все эффекты можно добавить на стадии постпродакшен, при окончательной обработке. К примеру, четкость лучше настраивать тогда, когда части снятого видео уже соединены, так как это позволит избежать в конечном продукте «прыгающих» контраста и четкости.
 
После этого стоит обратить внимание на битрейт. Его значение указывает процессору камеры объем информации, который необходимо передать с сенсора на SDкарту. Соответственно, чем выше этот параметр, тем больше места на карте требуется для записи. Установка низкого битрейта позволяет экономить место путем использования специальных алгоритмов, пережимающих отснятый материал.
 
Не пользоваться Protune рекомендуется в темноте. Конечно, деталей в снятом видео будет больше, чем могло быть у камеры с таким размером, но все имеет две стороны. Негативным последствием использования этого режима станет увеличенное количество шума. А дело только в том, что этот режим практически не предусматривает цифровое подавление шумов, что и становиться причиной увеличения деталей, а, как следствие, и шумов.
В конце всего объяснения стоит упомянуть о том, что цифровое видео может быть родным для камеры или нет. В этом подразумевается работа алгоритма обработки, который может полностью синхронизировать работу процессора и сенсора. К примеру, для камеры HERO3 Black Edition оптимальными являются режимы 1080 60fps и 2.7к, так как при частоте в 60 кадров в секунду сенсор и процессор взаимодействуют на оптимальном уровне, обеспечивая высокое качество видео.
 
Если использовать другие режимы, то это приводит к неполноценному взаимодействию, что сказывается на качестве снятого видео. Появляются некоторые шероховатости в материале, к примеру, нечеткие грани снимаемых объектов.



Официальная история GoPro

37-летнему Нику Вудмену не удалось заработать денег в интернете, тогда он построил бизнес на своей любви к серфингу
Нику Вудмену 37 лет. Но вечно взъерошенные волосы и озорная полуулыбка не позволяют дать ему больше двадцати семи. А ведет он себя так, словно ему семнадцать; я понял это на высоте 9000 м над Скалистыми горами, когда Вудмен усадил меня, свою жену Джил и десяток коллег и приятелей в зафрахтованный Gulfstream III, чтобы отправиться на горнолыжные склоны Yellowstone Club в Монтане — самого престижного лыжного курорта США.
Взбодрившись энергетиком Red Bull и освежившись литром кокосового лимонада, Вудмен бродил по салону, порой прерывая разговор, чтобы издать свой фирменный вопль восхищения, который друзья сравнивают с сиреной: «Йиииииууууууууу». Вышел бортпроводник с завтраком на серебряном подносе. «Знаете, что я больше всего ценю в утренних полетах на лыжный курорт? — Вудмен задает риторический вопрос. — McDonald’s!» И он в три укуса уминает сэндвич McGriddle (сыр, толстый кусок омлета и бекон).


Он не строит из себя подростка. У него самое настоящее подростковое мироощущение, и оно позволило ему стать одним из самых молодых миллиардеров Америки. Десять лет назад Вудмен задумал сделать фотокамеру, которая пристегивается к запястью, чтобы его подвиги на доске для серфинга могли увидеть приятели. В результате родилась GoPro, самый быстрорастущий производитель устройств для создания цифровых изображений в Америке.
Катаетесь ли вы на горных лыжах в Колорадо или ныряете с аквалангом на Гавайях, повсюду вас будут окружать камеры GoPro, десятки таких камер. Сегодня крутые парни не снимают свои подвиги на обычную видеокамеру, они запечатлевают их с помощью GoPro, пристегивая камеру ценой от $200 до $400 на шлем, на руль велосипеда, на скейт. GoPro выдает панорамные видеозаписи кинематографического качества, превращая жизнь простых смертных в увлекательнейший блокбастер.
Двукратный олимпийский чемпион, сноубордист Шон Уайт, который прежде привязывал к руке обычную видеокамеру, стал использовать GoPro на Зимних экстремальных играх. Голливудские режиссеры устанавливают множество таких камер на съемочной площадке. На матчах Национальной футбольной лиги США камеры GoPro опробованы для записи тачдаунов. Rolling Stones использовали GoPro на сцене. Полиция и армия США начали применять камеры во время учений. Вудмен называет GoPro «камерой жизни», и в подтверждение этих слов он сам присутствовал при рождении своих сыновей с камерой на груди. В самолете по пути в Монтану сотрудники GoPro, чтобы задокументировать путешествие, разместили устройства повсюду в салоне, в том числе на головах пилотов.
Объем продаж GoPro удваивается ежегодно начиная с 2004 года, когда увидела свет первая камера. В 2012 году компания продала камер на $2,3 млрд и, по словам Вудмена, получила $521 млн прибыли. Только за январь этого года объем продаж составил $100 млн, а по итогам этого года продажи должны снова удвоиться по сравнению с предыдущим. В декабре GoPro стала самой продаваемой (по выручке) маркой цифровых фото- и видеоустройств в крупной сети магазинов электроники Best Buy, впервые сместив с Олимпа Sony. По данным за первое полугодие 2012 года, GoPro, которой всего 10 лет, контролировала 21,5% рынка цифровых видеокамер США, а в категории «карманных видеокамер» ей принадлежала треть рынка.
Темпы роста и доминирование в своей нише означают интерес инвесторов: китайский производитель электроники Hon Hai Precision Industry Co., более известный как Foxconn, вложил в минувшем декабре в GoPro $200 млн. При этом оценка компании из Сан-Матео составила $2,25 млрд, благодаря чему Вудмен, сохраняющий за собой, по данным источников, пакет около 45%, вошел в список миллиардеров Forbes с состоянием $1,3 млрд.


Потрясающая судьба у 37-летнего Питера Пена, возглавляющего технологическую компанию стоимостью в миллиарды долларов. Он проносится по склону в ярко-зеленом шлеме, и видно, что он блаженствует. «Йиииииууууууууу», — кричит он и снимает на GoPro каждый вираж.
Николас Вудмен, младший из четырех детей в семье, всегда был мечтателем. Он вырос в богатом городке Этерон в Кремниевой долине (его отец готовил приобретение Taco Bell компанией Pepsi) и был, по словам учителей, «очень самоуверенным» мальчиком, который не боялся перечить старшим. «С его лица не сходила улыбка, беззаботная или озорная, — говорит бывший бейсбольный тренер и учитель истории Вудмена Крейг Шуф. — Она могла означать либо «да, я счастлив», либо «да, я счастлив и что-то замышляю». Однажды он заработал пять долларов, поспорив с учителем биологии, что сможет пробежать милю (1,6 км) за шесть минут (пробежал за 5:40).
Спорт интересовал Вудмена сильнее, чем книги; он учился на четверки и получил невысокий балл по итогам теста по окончании школы. Он увлекся серфингом и поступил в Калифорнийский университет в Сан-Диего из-за его близости к океанскому побережью. «Я помню, что родители не очень это одобряли, — говорит он. — Но если бы я не предавался своей страсти к серфингу, я бы никогда не придумал эту видеокамеру».
Идея пришла ему в голову через несколько лет после окончания университета, когда основанный им портал онлайн-игр Funbug, не пережив краха доткомов в 2000–2001 годах, рухнул и увлек за собой $3,9 млн вложенных инвесторами средств. «До тех пор я никогда не терпел неудач, кроме как на занятиях по вычислительной технике, — рассказывает Вудмен. — Так что я подумал: «Черт! Может быть, я просто не способен на это».
Чтобы вернуть веру в свои силы, Вудмен взял доску для серфинга и отправился в одиссею по Австралии и Индонезии. Он изобрел манжету из ремня и эластичной ленты, чтобы крепить к запястью одноразовую камеру Kodak — так было легче управиться с ней, когда надвигалась волна. Его близкий друг, а ныне творческий директор GoPro Брэд Шмидт встретил Вудмена в Индонезии и стал одним из первых испытателей крепления. Он сделал вывод: Вудмену нужна более прочная камера, которая выдержит испытание морем. После пяти месяцев скитаний по пляжам для серфинга Вудмен вернулся в Калифорнию со свежими силами и новыми идеями.
Вудмен, которому тогда было 27 лет, заперся в доме, который он снимал вместе с приятелем в Мосс-Бич (штат Калифорния), неподалеку от Кремниевой долины. Он отгородился от жизни, в том числе от друзей и семьи, и заперся в спальне на берегу моря, конструируя первые прототипы устройства. Он решил, что надо продавать вместе крепление, камеру и защитный чехол. Вудмен вооружился дрелью, маминой швейной машинкой, надел на спину рюкзак, заполненный наполовину спортивным напитком Gatorade и наполовину водой (чтобы сэкономить время на 30-секундных походах на кухню), и работал по 18 часов в сутки. «У меня раздвижная дверь вела на улицу, поэтому я мог просто выходить пописать в кусты поблизости», — вспоминает миллиардер. Он дал себе четыре года на то, чтобы довести идею до ума; после этого он был готов все бросить и влиться в ряды наемной рабочей силы. «Я боялся, что у меня снова не получится, и был очень нацелен на успех». «Когда он начал этим заниматься, он говорил: «Я хочу основать компанию по продаже креплений на запястье для серфингистов», — вспоминает Шмидт, который поначалу скептически отнесся к идее. Вудмен добавляет: «Я решил: если удастся зарабатывать несколько сотен тысяч в год, я буду счастлив».


Одновременно с конструированием чехлов из старых гидрокостюмов и сверлением дырок в пластике Вудмен искал в интернете и на отраслевых ярмарках камеру, которую мог бы доработать и выпускать по лицензии как собственную. Он остановился на 35-миллиметровой камере китайского производства за $3,05 и выслал свои пластиковые чехлы и $5000 под честное слово малоизвестной компании под названием Hotax. Несколько месяцев спустя Вудмен получил трехмерные модели и визуализации и в сентябре 2004 года продал первый экземпляр своей камеры на выставке по активным видам спорта в Сан-Диего. Нил Дана, сосед по съемному жилью и первый сотрудник Вудмена, вспоминает, что тот был увлечен работой и постоянно думал только о будущем успехе. «Когда мы устраивали дома вечеринку, — вспоминает Дана, — он мог подняться на второй этаж и объявить: «Эй, смотри, эта штуковина сделает нас миллионерами». Вудмен ошибся лишь на три ноля.
За первый год продаж GoPro получила $350 000. Вудмен был одновременно разработчиком, главой отдела разработки, агентом по продажам и моделью, запечатленной на упаковке. Они с Дана обзванивали магазины с товарами для серфинга по всей стране, чтобы вывезти хотя бы часть партии, которая хранилась в доме отца Вудмена в Сосалито, на полки магазинов. В 2005 году Вудмен трижды появлялся в передачах магазина на диване QVC, там он встретился с основательницей Spanx, а ныне тоже миллиардером Сарой Блейкли, которая тогда создавала свою компанию. «Я удивлюсь, если она меня помнит, — говорит Вудмен. — Но я бы с радостью поздравил ее с успехом».
Вудмен старался не привлекать венчурный капитал — еще живы были воспоминания о неудачном опыте с Funbug, и он не хотел, чтобы в его работу вмешивались «люди в костюмах». Дана говорит: «Он хотел, чтобы компания как можно дольше оставалась частной. Чтобы можно было спокойно испытывать продукт и делать что угодно, не отчитываясь перед советом директоров». Вначале Вудмен вложил $30 000 собственных денег, $35 000, полученных от матери, и дважды по $100 000 — от своего отца. Компания начала приносить прибыль, и лишь тогда, в мае 2011 года, GoPro получила $88 млн от пяти инвестиционных компаний, в том числе от Riverwood Capital, во главе которой стоял бывший генеральный директор Flextronics Майкл Маркс, и от Steamboat Ventures, венчурного подразделения Disney’s; эти инвестиции позволили ему, членам его семьи и нескольким руководителям получить очень хорошие деньги за свои акции.
Поэтому теперь Вудмен может летать на Gulfstream III, в то время как раньше ему приходилось ночевать в микроавтобусе Volkswagen 1971 года выпуска и самому возить свой торговый стенд на ярмарки на арендованном грузовике, а потом сдавать выставочные материалы обратно в магазин Home Depot. Тогда он был одержим отраслевыми ярмарками, учился уговаривать топ-менеджеров и заражать их своей верой в успех в конференц-центрах от Сан-Диего до Солт-Лейк-Сити. Его большим успехом стал договор с ритейлером спортивных товаров REI. Вудмен потратил несколько месяцев, забрасывая руководителей письмами и докладами о ходе работы, и наконец спортивный гигант уступил.



Выручка за 2007 год выражалась небольшим семизначным числом, что заставило Вудмена усомниться в успехе. Основатель GoPro беспокоился, что «не сможет обеспечить компании дальнейший рост», и согласился было передать контрольный пакет группе сторонних инвесторов. Эта сделка, вероятно, состоялась бы, если бы не кризис 2008 года. Инвесторы хотели снизить оценку компании, а Вудмен проявил жесткость и отказался. «Компания росла, и, честно говоря, кризис даже не затронул GoPro», — говорит он. В том году выручка превысила $8 млн, и компания продолжила естественный рост. Следующим поворотным моментом стал 2010 год, когда камеры GoPro появились в сети магазинов электроники Best Buy. Идея Вудмена завоевала наконец всеобщее признание.
Через три дня после поездки в Монтану группа пиарщиков GoPro и корреспондент Forbes были в километре от побережья бухты Хаф-Мун (Калифорния) на судне, в паре сотен метров от которого лучшие в мире серфингисты покоряли знаменитый риф Mavericks, вооруженные своими досками, самомнением и, конечно, камерами GoPro.
С нашего судна вместе с пассажирами 40 собравшихся там резиновых лодок, водных велосипедов и яхт мы наблюдали за тем, как с грохотом разбиваются десятиметровые волны и брызги смешиваются с выхлопом лодочных моторов. Вудмен испытывал первые прототипы GoPro в этих опасных местах. Если оглядеться по сторонам, видно, что камеры повсюду: они болтаются во рту у серфингистов, их держат наблюдатели, они примотаны к шлемам спасателей на гидроциклах. «Надо снять на GoPro лодку GoPro», — кричит одна из зрительниц и направляет свое серое устройство на наше суденышко. Через несколько часов видео нашей лодки и серфингистов окажутся на YouTube.
Именно приспособленность к социальным медиа позволила GoPro из нишевого продукта превратиться в лидера продаж. Снятое ловким спортсменом видео от первого лица распространяется со скоростью вируса. Это самый простой способ получить свои три минуты славы для тех, кто совершает подвиги на выходных.
Хотя у самого Вудмена нет учетной записи на Twitter и он не активен в своем Facebook, он тратит миллионы долларов в год на то, чтобы название GoPro распространялось как хештег вместе с невероятными кадрами, снятыми при исполнении прыжка на 1080 градусов Шоном Уайтом, которого спонсирует GoPro, или Феликсом Баумгартнером, когда он устремлялся к земле из верхних слоев атмосферы (на Баумгартнере во время рекордного прыжка было пять камер GoPro). «Мы создаем один из самых привлекательных и волнующих потребительских брендов во многом благодаря контенту, который создают пользователи GoPro», — говорит Вудмен. GoPro гордится 222 млн просмотров на своем канале в YouTube и 4,7 млн лайков на Facebook.

!

«Забавно, что столько народу носят эти камеры, но это имеет смысл и очень полезно для бренда, — говорит серфингист Келли Слэйтер, один из многих спортсменов, которых поддерживает GoPro. — Они быстро монополизировали идею, так же как пластыри Band-Aid или ватные палочки Q-tip; такие ролики от первого лица теперь всегда называют GoPro, и все ожидают, что их сделали на камеру GoPro».
Это признают и конкуренты GoPro. Основатель компании по производству камер для спорта iON Worldwide Джованни Томаселли говорит, что Вудмен «заслуженно стал миллиардером» и что iON «подражала» GoPro в рекламе своих первых продуктов в 2012 году. Но он убежден: «Мы не считаем, что в этой категории есть место только для одного бренда».
Находятся и скептики, которые сомневаются в будущем этой категории устройств. По их мнению, так же как смартфоны отменили потребность в видеокамерах и похоронили проект Flip Camera, они могут со временем заменить собой и устройства вроде GoPro. Венчурный капиталист Грег Гретш из Кремниевой долины называет GoPro «мимолетной удачей». «В мире есть производители оборудования, которые движутся к созданию сверхплатформы: смартфона», — говорит он, имея в виду, что для операционных систем iPhone и Android сотни разработчиков каждый день создают новые программы.
А пока GoPro придется конкурировать с крупными игроками, которые наконец заметили ее успех. В сентябре Sony выпустила первую камеру для спорта и рассчитывает занять «прочное второе место» на этом рынке благодаря функциям, которых пока нет у GoPro, таким как оптическая стабилизация изображения и запись стереозвука. «Мы прежде всего компания по производству камер, — говорит менеджер по продукции Sony Грег Херд. — А GoPro — это в первую очередь компания по производству креплений, которая занялась камерами».
Вудмен, однако, уверен, что рынок, который он создал, вместит несколько компаний. И радостно приводит декабрьскую статистику Best Buy, согласно которой его компания обошла Sony. «Sony в первый раз побеждена — и кем? GoPro, — восклицает он. — Это просто восхитительно».
Тем не менее он достаточно умен, чтобы понимать, что GoPro надо расширять свой бизнес. Вероятно, этим объясняется недавняя сделка с Foxconn, которая принесла $200 млн. Вудмен говорит, что никто из акционеров не взял себе ни цента, таким образом, у компании есть большой стратегический запас средств. На что он будет потрачен? «Это большой секрет», — говорит Вудмен. И хотя им сейчас не нужны наличные средства, он не исключает возможности IPO. «Мы думаем об этом: не позволит ли статус публичной компании улучшить наше конкурентное положение? — говорит он. — Посмотрим».
Через два месяца после закрытия сделки с Foxconn Вудмен пытается повторить слово «восхитительно», но говорить в открытой кабине на высоте 600 м трудновато. Основатель GoPro рассекает воздух в биплане с открытой кабиной над виноградниками округа Сонома в Калифорнии и хлопает руками по коленям от восторга. Он легко переносит «бочку», а когда самолет замирает во время исполнения поворота на вертикали, издает свой фирменный вопль «Йиииииууууууууу», который, однако, тонет в шуме пропеллера.
Покорив океан и горные склоны, Вудмен хочет сделать GoPro устройством для запечатления «ценных моментов жизни». Он не одинок в этом желании. «Моя идея состоит в том, чтобы помочь потребителям по всему миру создать экосистему, в которой будет просто и удобно записывать, выкладывать, просматривать и создавать контент на любом устройстве где угодно, когда угодно, — объясняет генеральный директор Foxconn Терри Го, который теперь входит в совет директоров компании Вудмена. — GoPro хорошо вписывается в такую экосистему».
Это большой скачок. Но GoPro двигается по восходящей и продолжит рост, пока будут находиться новые рынки для ее камер. «Если нашим камерам удастся стать де-факто стандартом для записи видео с необычной перспективы по всему миру, у нас еще большие резервы роста», — говорит Вудмен.
Сейчас с необычной перспективы снимают восемь камер GoPro, направленных на генерального директора. Камеры запечатлели одно из его первых слов, сказанных, когда он ступил на твердую землю: «Ну что, прикольно!»





ФункцииDatakam G3 MAXGarmin VIRB XEGoPro Hero4 Silver
Встроенный WiFiДаДаДа
BluetoothДаДаДа
СветДаДаДа
GPSДаДаНет
 ГЛОНАССДа НетНет
АльтиметрНет (использует данные GPS)Нет (использует данные GPS)Нет
Водонепроницаемость40 мс боксом50 м40 м с боксом
АкселерометрДа (+гироскоп)Да (+гироскоп)Нет
Видео превьюНетНетДа
БатареяDatakam G3 MAXGarmin VIRB XEGoPro Hero4 Silver
Зарядка черезMicro-USB или Jack2,5 ммUSBMini-USB
Съемная батареяНет / 1100 мАчДаДа / 1160 мАч
Время записи100 минут100 минут120 минут
ПамятьDatakam G3  MAXGarmin VIRB XEGoPro Hero4 Silver
Тип карты памятиMicro-SDMicro-SDMicro-SD
 Количество слотов 2 слота 1 слот 1 слот
Максимальный объем карты128 ГБ х 2 слота = 256 ГБ128 ГБ64 ГБ
ВидеоDatakam G3  MAX
Garmin VIRB XEGoPro Hero4 Silver
Запись 360 градусовНетНетНет
4KНетНет12.5/15 fps
2.7KНетНет24/25/30 fps
1440pНет30 FPS24/25/30/48 fps
1080p25/30 FPS24/25/30/48/50/60 FPS24/25/30/48/50/60 fps
960p25/30 FPS50/60/100 FPS50/60/100 fps
720p25/30/50/60 FPS25/30/50/60/100/120 FPS35/50/60/100/120 fps
WVGA120 FPS240 FPS240 fps
Автоматический поворот изображенияДаДаДа (в новой прошивке)
Циклическая записьДаДаДа
Функция TimelapseДаДаДа (в новой прошивке)
АудиоDatakam G3  MAX
Garmin VIRB XEGoPro Hero4 Silver
Встроенный микрофонДаДаДа
 Стерео записьДаНетНет
ФотоDatakam G3  MAX
Garmin VIRB XEGoPro Hero4 Silver
Мегапикселей16 MP12 MP12 MP
Timelapse (интервальная съемка)ДаДа0.5,1,2,5,10,30,60сек
Серийная съемкаДо 10 фото в секундуДо 30 фото в секундуДо 30 фото в секунду
Режим непрерывной съемкиДаДаДа
Запись фото панорамы 360 градусовНетНетНет
СпортDatakam G3  MAX
Garmin VIRB XEGoPro Hero4 Silver
Лыжный режимНетНетНет
Контроль со спортивного компьютераДаДаНет
ANT+ совместимостьДаДаНет
Тип данных ANT+Сердечный ритм, Скорость, Каденс, Температура, Мощность (+ Bluetooth OBD данные)
Сердечный ритм, Скорость, Каденс, Температура, Мощность (+ Bluetooth OBD данные)Нет
Накладывание спорт. данных на записьДа, автоматическиДа (через приложение)Нет
СмартфонDatakam G3  MAX
Garmin VIRB XEGoPro Hero4 Silver
ПлатформыiOS/Android/WindowsiOS/Android/WindowsiOS/Android/Windows
Смартфон как пультДаДаДа
Смартфон для предпросмотраДаДаДа
Запись с камерыДаДаДа
Мультирежим управления камерамиДо 10 камерДо 10 камерНет
СофтDatakam G3  MAX
Garmin VIRB XEGoPro Hero4 Silver
Приложение для компьютераDatakam PlayerVIRB EditGoPro Studio
АксессуарDatakam G3  MAX
Garmin VIRB XEGoPro Hero4 Silver
Дистанционный пультНетДаДа
Кейс для погруженияДаНетДа
Тип монтажаDatakam G3  MAX
Garmin VIRB XEGoPro Hero4 Silver
На головуДаДаДа
На шлемДаДаДа
Руль/подседелДаДаДа
ТриподДаДаДа
ПрисоскаДаДаДа
На грудьДаДаДа
На запястьеДаДаДа
Roll BarНетНетДа
ПортыDatakam G3  MAX
Garmin VIRB XEGoPro Hero4 Silver
Тип USBUSBUSBMini-USB
Micro-HDMIНетНетДа
Стерео-микрофон 3.5 ммДоступен адаптерДоступен адаптерДоступен адаптер